Как написать рекомендательное письмо для студента?

Как написать рекомендательное письмо для студента?

Если вы уже видели список документов, которые требуют обычно зарубежные университеты при поступлении, то наверняка заметили, что ключевыми среди них являются рекомендательные письма. Этот документ заполняется вашими преподавателями, либо начальником по работе, однако, в любом случае документ должен отвечать определенным характеристикам. И вот некоторые из них. 


 Советы для студента

Факт того, что рекомендательные письма пишутся вовсе не студентами, а преподавателями (или работадателями, в зависимости от требований университета), не говорит о том, что ответственности у поступающего в таком случае намного меньше.

Мы рекомендуем студентам иметь в виду следующие моменты при работе с рекомендательными письмами:

  • Если зарубежный университет требует рекомендации от одного из ваших преподавателей, то рекомендуем выбрать того человека, который лучше всех знает вас в академической жизни: участие в конференциях, публикация статей, хорошая академическая успеваемость. Вас должен рекомендовать тот преподаватель, который не один год следил за вашим развитием и с которым вы имели связь на протяжении долгого времени.
  • Если помимо рекомендательного письма от преподавателя требуют похожий документ от работадателя (обычно его требуют при поступлении на магистерскую программу), то в таком случае лучше всего обратиться напрямую к начальству. Попросите вашего шефа порекомендовать вас учебному заведению с профессиональной точки зрения, рассказать об опыте работы в компании, а также о развитии ваших навыков в процессе работы.

Выбирая человека, который смог бы порекомендовать вас зарубежному учебному заведению, вы должны понимать, что он должен иметь интерес, а также время для написания документа. Также преподаватель или работадатель должны описать вас с положительной стороны без каких-либо сомнительных строк в рекомендательном письме.

Чтобы как-то облегчить задачу автору рекомендательного письма, предоставьте ваше CV с полной информацией о вашей академической и профессиональной деятельности, чтобы была возможность сделать небольшой отсыл к вашей биографии во время написания документа.

Учитывайте еще несколько факторов при выборе авторов рекомендательных писем:

- Было ли у вас крепкое и долгое сотрудничество с человеком?

- Хорошее ли мнение у человека о вас?

- Знаком ли он с вами во многих аспектах вашей жизни (учеба, работа и т.д.)?

- Знает ли о ваших профессиональных и академических интересах?

- Хорошо умеет писать подобные документы?

- Тяжело ли связаться с человеком по подобным вопросам или нет?

- Сможет ли автор написать рекомендательное письмо вовремя?

 Советы по написанию рекомендательного письма

Как только выберете автора рекомендательного письма, не забудьте обсудить с ним все ключевые детали по написанию документа:

  • Написание рекомендательного письма на английском языке. Вне зависимости от того, в какой стране вы собираетесь учиться, английский является международным языком и во многих случаях подходит при подаче документов. Если ваш преподаватель (или работадатель) не владеют иностранным языком, то убедитесь, что университет затем может принять юридически заверенный перевод или свободный перевод с русского на английский (или на официальный язык выбранной вами страны).
  • Рекомендательное письмо должно содержать следующие пункты:   
  1. описание предмета (или рабочего положения, если документ пишется работадателем) и методов преподавания
  2. оценка работы студента по данному предмету
  3. описание интереса и мотивации студента во время учебы (или работы)
  4. личное мнение автора о студенте, его деятельности и работе с другими преподавателями и студентами
  5. если письмо пишется работадателем, то личное мнение автора о работе сотрудника, его отношении к профессии и занимаемой должности
  6. выделение некоторых аспектов, которые сильно отличают студента с положительной стороны по сравнению с другими студентами или работниками.
  • Автор может выделить некоторые детали в рекомендательном письме, если это необходимо: 
  1. Рассказать какой-либо момент из личной жизни студента, если считает, что это подчеркивает его индивидуальность
  2. Описать академические и профессиональные успехи студента с такой стороны, чтобы показать важность получения в будущем образования в зарубежном университете, как ключевой этап в развитии личности
  3. Если остались вопросы по поводу академической или профессиональной жизни, то для автора оптимальным вариантом будет побеседовать со студентом и задать уточняющие вопросы.
Начните поиск авторов ваших рекомендательных писем заранее! Данные документы являются важными наравне с такими документами как мотивационное письмо или CV.

Бывали моменты, когда студентам удавалось поступить благодаря не академической успеваемости, а хорошо написанному рекомендательному письму.

Зачастую рекомендательные письма заполняются студентами, под предлогом того, что профессор или работадатель просто поставит свою подпись и оставит свои контактные данные для принимающего университета.

Такой метод написания документа несет в себе несколько минусов:

- стиль написания рекомендательного письма может совпадать с написанием других документов как мотивационное письмо, что может вызвать подозрения со стороны комиссии учебного заведения

- взгляд со стороны другого человека порою бывает намного интереснее, ведь многие детали нашего характера или особенности профессиональных навыков мы не сможем оценить самостоятельно.

Еще несколько полезных статей по правильному оформлению документов для поступления в зарубежный университет:

- Мотивационное письмо: говорим о главном

- Curriculum Vitae: советы по написанию отличного резюме для поступления в зарубежный университет